пятница, 6 октября 2017 г.

Православная тематика в произведениях Г.Н. Гусака



Материал представлен на 
VII Всероссийской научно-практической конференции
"Ювелирное и камнерезное искусство: 
традиции, новации, проблемы",
которая состоялась в Музее истории камнерезного 
и ювелирного искусства
г. Екатеринбург, 19 октября 2016 г.

Сапфирова Наталья Николаевна

Международный Мемориальный фонд К. Фаберже,
независимый исследователь

Биографический очерк, творческий путь

и православная тематика в произведениях Г.Н. Гусака

С 90-х гг. ХХ в. мы наблюдаем процесс возрождения и развития христианской православной культуры на территории постсоветского пространства. В равной степени интенсивно этот процесс происходит на территории России и Украины, в которых исторически сформировались центры православия.
Отражение христианской православной культуры мы находим в памятниках архитектуры, музыкальных произведениях, хоровом пении, текстах, настенной живописи, иконописи, произведениях декоративно-прикладного искусства. В сфере декоративно-прикладного искусства наиболее долговечными являются произведения из металла и камня. Это, в свою очередь, привлекает художников металла и камня, глубоко понимающих и внутренне принимающих основы православия.
В рамках этой статьи рассмотрим основное направление творчества заслуженного деятеля камнерезного искусства, художника-ювелира, камнереза и мастера мелкой пластики из Харькова (Украина) Григория Николаевича Гусака.
Григорий Николаевич Гусак родился 19 ноября 1958 года в с. Николаевка Двуречанского района Харьковской области. Интерес к декоративно-прикладному искусству появился еще в школьные годы. Первые творческие работы были выполнены в технике резьбы по дереву и мелу, а также чеканки по металлу. В годы службы в рядах Советской Армии, которая проходила за рубежом (Германия, мотострелковая часть, 1977–1979 гг.) Г. Гусак продолжал заниматься чеканкой, живописью и мозаикой. В 1986 году закончил декоративно-прикладное отделение Заочного Народного Университета Искусств, г. Москва. После его окончания преподавал в Николаевской 8-летней школе изобразительное искусство. Позже работал художником-оформителем: на Харьковском станкостроительном заводе (2 года), в учебном хозяйстве Харьковского национального аграрного университета им. В. Докучаева (около 15 лет). С 1995 года состоит в Национальном союзе мастеров народного искусства Украины. C 1997 по 2000 гг. занимал должность заместителя председателя областного отделения НСМНИУ. С 2000 года и по настоящее время является частным предпринимателем [2, с .310]. Ряд работ, в которых использовались работы по металлу, были выполнены совместно с ювелирным заводом «Агат» (г. Ровеньки Луганской области), в том числе во времена сотрудничества были возрождены настольные литые иконки (по образу медного литья староверов). В настоящее время автор сотрудничает с ювелирным предприятием из Харькова, которое возглавляют братья В.С. и А.С. Гутенко.
В период 90-х гг. ХХ в. в творчестве Г. Гусака произошел переход от больших скульптур к созданию малой пластики. В те же годы были заложены основы православной тематики, которые в дальнейшем в полной мере проявились в произведениях автора. Мастером были изучены тематическая литература и коллекции музеев. В частности, в Музее исторических драгоценностей Украины были представлены произведения религиозного характера киевского мастера Ивана Равича (XVIIXVIII вв.), которые оказали большое влияние на дальнейшую концепцию творчества художника. В Харьковском художественном музее были изучены фотографии работ харьковского резчика иерея Петра, из которых особого внимания заслуживал резной иконостас (складень) 1693 г. Также была исследована мелкая пластика русского резчика и ювелира Амвросия (XVXVI вв.) и других мастеров указанного периода. По мнению Г. Гусака, первой собственно работой, заслуживающей внимания, является крест с изображениями православных праздников. За основу был взят крест, выполненный резчиком Амвросием в XVI веке.
Основная идея, которую автор закладывает в свои работы – это возрождение и развитие православного искусства мелкой пластики. В предпочитаемых стилях работы, особенно украинского барокко, мы находим отголоски церковного искусства прошлых веков. Также в работе встречаем стилистические особенности модерна и симметрию ренессанса. Основными материалами для создания произведений служат камень, металл, кость, дерево. В перечень работ включены: иконы, панагии, накладки на митру, наперсные кресты, складни, мощевики, ладанки, нагрудные кресты и иконы. Особое место занимает кабинетная скульптура православной тематики. Художник создал в камне выразительные образы Богородицы, Св. Георгия Победоносца, Св. князя Владимира, Святого апостола Андрея Первозванного (рис. 1, 2). 




Владение разнообразными техниками и многолетний опыт работы с материалом различной твердости и плотности позволяет создавать произведения высокого художественного уровня в рамках православного канона. В этом также помогает владение различными ювелирными техниками: ковкой, чеканкой, гравировкой, литьем, живописью, а также современным 3-D моделированием. Несколько лет назад художник наряду с миниатюрными произведениями начал работать в направлении микроминиатюры. Это кропотливая работа под микроскопом алмазным инструментом. Особенностью выполнения работ Г. Гусаком является отсутствие механической фиксации материалов.
Из камней мастер предпочитает халцедоны. Холодные оттенки серо-молочной цветовой гаммы и слоистость агата в художественном исполнении хорошо передают представление о духовном мире. В работе мастер отдает предпочтение и другим холодным тонам, проявленным в цитрине, аметисте, дымчатом кварце, нефрите, калканской яшме. Кость в сочетании с серебром приобретает холодный оттенок и подчеркивает сдержанно-строгое содержание произведений (рис. 3). 



Кость в обрамлении дерева проявляет, напротив, теплые тона, гармонично сочетающих в себе цветовую и текстурную мягкость материала (рис. 4, 5).





Немалую часть творчества православной тематики составляют инталии и камеи, выполненные на полудрагоценных камнях. Среди них Богородица, Христос, святые, библейские сюжеты (рис. 6, 7). 





Стоит отметить одно произведение автора, которое венчает его многолетнюю творческую деятельность. В 2012 году была окончена икона «Спас в силах», над которой автор трудился в течение трех лет. Для иконы были выполнены геммы на цитрине. Главная, расположенная в центре иконы, – камея с изображением иконы «Спас в силах», которая окружена четырнадцатью микроминиатюрами с библейскими сюжетами (клеймами). Они закреплены на серебряных пластинах с позолотой, украшены аметистами-кабошонами. Работа помещена в деревянный резной киот, выполненный в стиле украинского барокко (рис. 8). Икона «Спас в силах» занесена в Книгу рекордов Украины. 



Художественная ценность произведений автора признана специалистами по декоративно-прикладному искусству, духовенством, коллегами, ценителями творчества художника среди коллекционеров, верующих и людей, неравнодушных к искусству. В этом отношении показательны книги отзывов, которые заполняются посетителями персональных выставок [3].
Г.Н. Гусак имеет солидную выставочную историю, начиная с 1999 года. Участник и победитель конкурсов многих всесоюзных, республиканских и международных выставок, большей частью в тематическом разделе, который посвящен символам высокой духовности, возрождению православных традиций и философско-религиозному направлению. Всего автором выполнено около 600 работ.
По итогам многолетней плодотворной творческой деятельности Г.Н. Гусак был отмечен семью наградами Международного Мемориального фонда К. Фаберже с присвоением званий «Почетный ювелир», «Заслуженный деятель камнерезного искусства» [1, с. 8].
Значение творчества Г. Гусака велико как для ювелирного и камнерезного искусства в целом, так и для православной культуры. Сегодня мы можем знакомиться с музейными коллекциями церковного искусства, дошедшими до наших дней. Обращает на себя внимание хорошая сохранность произведений из камня и металла. Художественная ценность произведений объединяет в себе несколько составляющих. Первая и основная – духовная основа произведений в сочетании с художественным дарованием автора, вторая и второстепенная, но не менее маловажная, – долговечность материалов. В исторической перспективе гармоничное единение в одном произведении всех выше перечисленных составляющих является залогом возрастания художественной и духовной ценности произведений.

Литература и примечания:

1. Орден А. К. Денисова-Уральского. Капитул орденов Мемориального Фонда Фаберже / Авт. Сост. В. В. Скурлов. – СПб.: Издание Мемориального фонда Фаберже, 2014. – 16 с.

2. Cкурлов В., Фаберже Т., Перевышко А., Квашнин С. Маршал империи Фаберже: Франц Бирбаум. Кавалеры Ордена Бирбаума. – СПб.: Издание Мемориального фонда Фаберже, 2016. – 376 с.

3. Личный архив Н. Н. Сапфировой.











                                                                                            

Комментариев нет:

Отправить комментарий