Материал представлен на
VII Всероссийской научно-практической конференции
"Ювелирное и камнерезное искусство:
традиции, новации, проблемы",
которая состоялась в Музее истории камнерезного
и ювелирного искусства
г. Екатеринбург, 19 октября 2016 г.
Сапфирова Наталья
Николаевна
Международный Мемориальный фонд К. Фаберже,
независимый исследователь
Биографический очерк, творческий путь
и православная тематика в произведениях Г.Н. Гусака
С 90-х гг. ХХ в. мы наблюдаем процесс возрождения и развития христианской
православной культуры на территории постсоветского пространства. В равной
степени интенсивно этот процесс происходит на территории России и Украины, в
которых исторически сформировались центры православия.
Отражение христианской православной культуры мы находим в памятниках
архитектуры, музыкальных произведениях, хоровом пении, текстах, настенной
живописи, иконописи, произведениях декоративно-прикладного искусства. В сфере
декоративно-прикладного искусства наиболее долговечными являются произведения
из металла и камня. Это, в свою очередь, привлекает художников металла и камня,
глубоко понимающих и внутренне принимающих основы православия.
В рамках этой статьи рассмотрим основное направление творчества заслуженного
деятеля камнерезного искусства, художника-ювелира, камнереза и мастера мелкой
пластики из Харькова (Украина) Григория Николаевича Гусака.
Григорий Николаевич Гусак родился 19 ноября 1958 года в с. Николаевка
Двуречанского района Харьковской области. Интерес к декоративно-прикладному искусству
появился еще в школьные годы. Первые творческие работы были выполнены в технике
резьбы по дереву и мелу, а также чеканки по металлу. В годы службы в рядах
Советской Армии, которая проходила за рубежом (Германия, мотострелковая часть,
1977–1979 гг.) Г. Гусак продолжал заниматься чеканкой, живописью и мозаикой. В
1986 году закончил декоративно-прикладное отделение Заочного Народного
Университета Искусств, г. Москва. После его окончания преподавал в Николаевской
8-летней школе изобразительное искусство. Позже работал художником-оформителем:
на Харьковском станкостроительном заводе (2 года), в учебном хозяйстве
Харьковского национального аграрного университета им. В. Докучаева (около 15
лет). С 1995 года состоит в Национальном союзе мастеров народного искусства
Украины. C 1997 по 2000 гг. занимал должность заместителя председателя
областного отделения НСМНИУ. С 2000 года и по настоящее время является частным предпринимателем
[2, с .310]. Ряд работ, в которых использовались
работы по металлу, были выполнены совместно с ювелирным заводом «Агат» (г.
Ровеньки Луганской области), в том числе во времена
сотрудничества были возрождены настольные литые иконки (по образу медного литья
староверов). В настоящее время автор сотрудничает с ювелирным предприятием из
Харькова, которое возглавляют братья В.С. и А.С. Гутенко.
В период 90-х гг. ХХ в. в творчестве Г. Гусака произошел переход от больших
скульптур к созданию малой пластики. В те же годы были заложены основы
православной тематики, которые в дальнейшем в полной мере проявились в
произведениях автора. Мастером были изучены тематическая литература и коллекции
музеев. В частности, в Музее исторических драгоценностей Украины были
представлены произведения религиозного характера киевского мастера Ивана Равича
(XVII–XVIII вв.), которые оказали большое
влияние на дальнейшую концепцию творчества художника. В Харьковском
художественном музее были изучены фотографии
работ харьковского резчика иерея Петра, из которых особого внимания заслуживал резной
иконостас (складень) 1693 г.
Также была исследована мелкая пластика русского резчика и ювелира Амвросия (XV–XVI вв.) и
других мастеров указанного периода. По мнению Г. Гусака, первой собственно работой,
заслуживающей внимания, является крест с изображениями православных праздников.
За основу был взят крест, выполненный резчиком Амвросием в XVI веке.
Основная идея, которую автор закладывает в
свои работы – это возрождение и развитие православного искусства мелкой
пластики. В предпочитаемых стилях работы, особенно украинского барокко, мы
находим отголоски церковного искусства прошлых веков. Также в работе встречаем
стилистические особенности модерна и симметрию ренессанса. Основными
материалами для создания произведений служат камень, металл, кость, дерево. В
перечень работ включены: иконы, панагии, накладки на митру, наперсные кресты,
складни, мощевики, ладанки, нагрудные кресты и иконы. Особое место занимает
кабинетная скульптура православной тематики. Художник создал в камне
выразительные образы Богородицы, Св. Георгия Победоносца, Св. князя Владимира,
Святого апостола Андрея Первозванного (рис. 1, 2).
Владение разнообразными техниками и многолетний
опыт работы с материалом различной твердости и плотности позволяет создавать
произведения высокого художественного уровня в рамках православного канона. В
этом также помогает владение различными ювелирными техниками: ковкой, чеканкой,
гравировкой, литьем, живописью, а также современным 3-D моделированием. Несколько лет назад художник наряду с
миниатюрными произведениями начал работать в направлении микроминиатюры. Это
кропотливая работа под микроскопом алмазным инструментом. Особенностью
выполнения работ Г. Гусаком является отсутствие механической фиксации
материалов.
Из камней мастер предпочитает халцедоны. Холодные
оттенки серо-молочной цветовой гаммы и слоистость агата в художественном
исполнении хорошо передают представление о духовном мире. В работе мастер
отдает предпочтение и другим холодным тонам, проявленным в цитрине, аметисте, дымчатом
кварце, нефрите, калканской яшме. Кость в сочетании с серебром приобретает
холодный оттенок и подчеркивает сдержанно-строгое содержание произведений (рис. 3).
Кость
в обрамлении дерева проявляет, напротив, теплые тона, гармонично сочетающих в
себе цветовую и текстурную мягкость материала (рис. 4, 5).
Немалую часть творчества православной
тематики составляют инталии и камеи, выполненные на полудрагоценных камнях.
Среди них Богородица, Христос, святые, библейские сюжеты (рис. 6, 7).
Стоит отметить одно произведение автора,
которое венчает его многолетнюю творческую деятельность. В 2012 году
была окончена икона «Спас в силах», над которой автор трудился в течение трех
лет. Для иконы были выполнены геммы на цитрине. Главная, расположенная в центре
иконы, – камея с изображением иконы «Спас в силах», которая окружена
четырнадцатью микроминиатюрами с библейскими сюжетами (клеймами). Они
закреплены на серебряных пластинах с позолотой, украшены аметистами-кабошонами.
Работа помещена в деревянный резной киот, выполненный в стиле украинского
барокко (рис. 8). Икона «Спас в силах» занесена в Книгу рекордов Украины.
Художественная ценность произведений
автора признана специалистами по декоративно-прикладному искусству,
духовенством, коллегами, ценителями творчества художника среди коллекционеров,
верующих и людей, неравнодушных к искусству. В этом отношении показательны
книги отзывов, которые заполняются посетителями персональных выставок [3].
Г.Н. Гусак имеет солидную выставочную
историю, начиная с 1999 года. Участник и победитель конкурсов многих всесоюзных,
республиканских и международных выставок, большей частью в тематическом
разделе, который посвящен символам высокой духовности, возрождению православных
традиций и философско-религиозному направлению. Всего автором выполнено около
600 работ.
По итогам многолетней плодотворной
творческой деятельности Г.Н. Гусак был отмечен семью наградами Международного
Мемориального фонда К. Фаберже с присвоением званий «Почетный ювелир»,
«Заслуженный деятель камнерезного искусства» [1, с. 8].
Значение творчества Г. Гусака велико как для ювелирного и камнерезного
искусства в целом, так и для православной культуры. Сегодня мы можем
знакомиться с музейными коллекциями церковного искусства, дошедшими до наших
дней. Обращает на себя внимание хорошая сохранность произведений из камня и
металла. Художественная ценность произведений объединяет в себе несколько
составляющих. Первая и основная – духовная основа произведений в сочетании с
художественным дарованием автора, вторая и второстепенная, но не менее
маловажная, – долговечность материалов. В исторической перспективе гармоничное
единение в одном произведении всех выше перечисленных составляющих является
залогом возрастания художественной и духовной ценности произведений.
Литература и примечания:
Комментариев нет:
Отправить комментарий