К 100-летию со дня смерти великого русского ювелира
Валентин
СКУРЛОВ, ученый секретарь Мемориального фонда Карла Фаберже
Фото: Карл Фаберже за шесть дней до отъезда из Петрограда. 18 сентября 1918 г. Архив правнука ювелира, А.-М. Гунста. Фото из Архива автора.
24 сентября 1920 года в Лозанне, в Швейцарии, ушел из жизни один из самых гениальных людей своего времени – Карл Фаберже. Прежде всего он был художник, блестящий организатор самой большой и знаменитой ювелирной фирмы мира, прославившей русское ювелирное искусство на столетия вперед. Многие, в первую очередь, вспоминают императорские пасхальные яйца, забывая о том, что фирма за 75 лет ее существования создала около 300 000 произведений искусства, будь то роскошные колье в полторы сотни тысяч золотых рублей или медные пепельницы и котелки ценою в полтора рубля, которые фирма выпускала во время Первой мировой войны.
Вся жизнь «Великого Карла», при всей «феерии»
золота, брильянтов, юбилеев, царских коронаций, пасхальных торжеств, рождественских балов и
т. п., была полна напряженного труда, разных превратностей, драматических
коллизий и тайн... Недаром девизом Карла Густавовича было: «Трудности
существуют для того, чтобы их преодолевать».
В
советские годы о Фаберже не вспоминали, хотя по антикварным магазинам
Ленинграда до 70-х годов еще находили портсигары, рамки и прочие предметы с
клеймом фирмы. Зарубежные книги о Фаберже до 1988 г. хранились в библиотеках в
комнатах «для служебного пользования». Возвращение Фаберже в Ленинград (с
сентября 1991 г. – Санкт-Петербург) было триумфальным. Тысячные очереди в
Елагиноостровском музее летом 1989 г. на выставку «Великий Фаберже». Хотя
многим, даже профессионалам, было непонятно, чем же это Фаберже «велик». Однако
знакомство с произведениями знаменитой фирмы, выставки 90-х гг. в Москве и
Петербурге убедили даже самых сомневающихся. Да – это гений! Современные
ювелиры России благодарные Фаберже не только за многочисленные фантастические
образцы ювелирного искусства, но прежде всего за продуманную «систему ювелирной
работы» - философию творчества.
После организации в середине 1980-х гг.
русских отделов двух мировых аукционных гигантов – фирм «Кристи» и «Сотбис»,
произведения Фаберже стали регулярно появляться в каталогах и уже в середине
90-х гг. русские клиенты уверенно заняли
ряды покупателей. Всем хотелось «немного Фаберже». Время разбрасывать камни и
время собирать камни. В 2004 г. прославленная коллекция американского
миллионера Форбса , включающая 9 императорских пасхальных яиц, была перекуплена
российским предпринимателем В.Ф. Вексельбергом, с 2013 г. в коллекции Музея Фаберже в Петербурге. В 2007
г. был поставлен мировой рекорд цене пасхального яйца работы Фаберже. Русский
покупатель отдал за яйцо «Ротшильдовское» 18,5 млн. долл. В 2014 г. это яйцо президент России подарил
Государственному Эрмитажу.
Так кто
же он, этот великий ювелир и гениальный человек?
Петер-Карл Фаберже (по-русски Карл Густавович) родился в
Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. в семье ювелира и золотых дел мастера Густава
Фаберже, который в августе 1842 г. открыл в столице маленькую и скромную
мастерскую на Большой Морской улице..
По
происхождению Фаберже – французские протестанты (гугеноты) из Пикардии; предки
Фаберже были вынуждены бежать из этой страны в 1685 г. Пройдя через северную
часть Германии, они поселились в прибалтийской провинции России и, наконец,
обосновались в Санкт-Петербурге. Получив образование в
столичной гимназии Аннешуле и Торговой школе в Дрездене юный Карл
немало путешествовал по Европе. Знакомство с сокровищами мирового искусства
оказало значительное влияние на художественное видение будущего известного
ювелира. Блестящему овладению техниками старых мастеров способствовала и работа
по реставрации ювелирных произведений из коллекции Эрмитажа.
В 1872 г. , уже в 26 лет Карл Фаберже
стал преемником своего отца, после того, как тот отошёл от дел. Благодаря
умелому руководству и напряжённой работе скромное отцовское предприятие
превратилось в компанию с мировой славой. Все
четверо сыновей: Евгений, Агафон, Александр и Николай пошли по стопам отца и
помогали ему в ведении дел фирмы, возглавляя ее филиалы.
Вскоре Карл переехал из скромной
мастерской в более просторное помещение, которое было расположено напротив старой мастерской. Через несколько
лет эта старая мастерская стала вдвое больше. В 1900 г. К. Фаберже переехал в
новое здание, которое он приобрёл на этой же улице и перестроил по собственному
замыслу в англо-готическом стиле; фасад здания был облицован великолепным
финским гранитом. В этом здании, перестроенном знаменитым архитектором Карлом
Шмидтом, сыном двоюродной сестры Карла Фаберже, на улице, которая с 1902 года
называлась Морская, а до этого Большая Морская, размещался большой ювелирный
магазин на первом этаже. Было ещё три этажа. В самом верхнем из них была
фешенебельная квартира Фаберже, спланированная и отделанная с присущим ему
вкусом. Особенно хороши были его рабочая комната и кабинет, обшитые дубовыми
панелями; самой интересной и роскошной была библиотека высотой в два этажа,
изящным был будуар его этажа г-жи Августы Фаберже, урождённой Якобс. Её отец
был знаменитым мастером, резчиком по чёрному дереву. В новом здании Фаберже было несколько
торговых залов, в которых продавались ювелирные украшения, камнерезные изделия,
поделки и серебро; бухгалтерия, студии дизайнеров и скульпторов; в обширной
специализированной библиотеке были собраны книги по всевозможным жанрам и
стилям искусства, особое внимание уделялось ювелирному искусству, это была
уникальная библиотека; в нескольких комнатах были собраны модели из воска,
пластилина и металла, образцы эмалей и т.п. В этом же здании К. Фаберже
разместил основные мастерские, чтобы лучше наблюдать за изготовлением вещей.
Карл Фаберже сам был известным художником и дизайнером, и большинство изделий
было выполнено по его проектам или по его замыслам, которые он передавал своим
дизайнерам для исполнения; он контролировал всё, вплоть до последней детали. В
состав фирмы также входили специализированная фабрика и камнерезные мастерские,
производившие всевозможные фантазийные изделия из самоцветов, преимущественно сибирских. Фирма славилась не только своими ювелирными работами – изделиями
из золота и серебра, но и разнообразными художественно исполненными
безделушками.
Однажды, в 1885 г. Карлу Фаберже пришла счастливая
мысль изготовить оригинальное пасхальное яйцо в виде эмалевого яйца, с
сюрпризом – золотой курочкой, и он предложил эту идею Александру III. Это очаровательное изделие получило
высокую оценку его величества , который сделал заказ и выразил пожелание
получать новое яйцо ежегодно и доставлять его во дворец накануне Пасхи. С тех
пор, каждый год Фаберже проектировал
новое пасхальное яйцо с каким-нибудь сюрпризом, После смерти Александра III Карл Фаберже был обязан делать по два
пасхальных яйца для нового царя Николая II, который преподносил их своей жене,
императрице Александре Федоровне, а также вдовствующей императрице. Всего К. Фаберже
изготовил 50 яиц.
Карл Фаберже принимал участие в различных
выставках. Так, он имел большой успех на выставке изящных искусств и ювелирного
искусства в Нюрнберге в 1885 году (награжден золотой медалью), где он показал
копии прекрасных древнегреческих золотых украшений, оригиналы которых хранятся
в Эрмитаже.
На Северной выставке 1888
года в Копенгагене, экспонируя свои произведения вне конкурса, он получил
Почетный диплом. Затем он принял участие во Всероссийской выставке в Нижнем
Новгороде в 1896 году и получил право употребления Государственного герба; до этого, в 1882 г.,
в Москве на Всероссийской выставке он получил золотую медаль. На следующий год,
в 1897 году, на Большой Северной выставке в Стокгольме, Фаберже получил от
короля Швеции и Норвегии титул Придворного ювелира.
Самый большой успех
Фаберже имел на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где он продемонстрировал
свои произведения вне конкурса, а
также был членом жюри и был награжден орденом Почетного легиона,
Царь Александр III присвоил К. Фаберже звание
поставщика Высочайшего двора, а царь Николай II присвоил звание Придворного ювелира.
Кроме основного магазина
в Санкт-Петербурге, Фаберже имел
Московский филиал с большой фабрикой, которая производила изделия из серебра и
ювелирные украшения, затем появился Одесский филиал со своими мастерскими, а
затем – в течение пяти лет – Киевский; большой магазин был в Лондоне. Английский
король Георг V сделал К. Фаберже своим Придворным ювелиром. По приглашению принца Чакробонга Сиамского, получившего
образование в Петербурге, К. Фаберже предпринял путешествие в Сиам, а также
посетил дворы индийских магараджей. Король Чулалонгкорн Сиамский также присвоил
Фаберже звание Придворного ювелира и эмальера; он был большим поклонником его
искусства. Фирма Фаберже была первой и единственной фирмой, которая вступила в
торговые отношения с саамским королевством и индийскими магараджами. Множество
великолепных произведений Фаберже украшает дворец короля Сиама, дворцы сиамской
знати и индийских магараджей в Непале.
После Всемирной выставки
в Париже в 1900 г., К. Фаберже приобрел обширную клиентуру не только в Париже,
но также во всем цивилизованном мире, как в Европе, так и в Америке.
Русские великие князья и
большая часть европейской знати были постоянными клиентами Фаберже. При
посещении Петербурга иностранными монархами, в программу осмотра города входил,
согласно обычаю, визит в магазин Фаберже. Ни один монарх не отказывался от
посещения фирмы.
Карл Фаберже проработал ровно 50 лет, сначала
вместе с отцом, затем, с 1872 года – когда его отец уехал в Дрезден – он лично
управлял делом.
Карл Густавович был горячим и искренним русским патриотом. Он любил Россию
и слепо
в нее верил. Близость к императорской семье, понятно, еще более
укрепляла в нем эти чувства.
Фирма Фаберже прекратила свою
деятельность после Октябрьского переворота.
102 года назад, 24 сентября 1918 года Фаберже
навсегда покинул Петроград и Россию, которую он считал своей родиной.
Из записок Евгения Фаберже (1937 г.):
«Карл Фаберже эмигрировал в Ригу,
которая в то время стала столицей Латвии. Затем, когда большевики напали на
этот город (январь 1919 г.), он с большим трудом бежал с некоторыми друзьями в
Германию. Когда же и там началась революция, он был вынужден бежать сначала во
Франкфурт-на-Майне, затем в Хомбург и, наконец, в Висбаден. Нетрудно понять,
что все эти переезды и нервная жизнь начали подрывать его здоровье, ведь в это
время ему было уже 74 года. В Висбадене он заболел, хотя раньше в России он
всегда отличался очень хорошим здоровьем. В июне 1920 г. его жена и старший сын
Евгений перевезли его в Лозанну. Превосходный швейцарский воздух оказал на него
благотворное влияние, и он почувствовал себя лучше.
Однако, он страдал от
бездействия, он всегда такой трудолюбивый и активный, умный, работоспособный,
усердный. Такая жизнь без работы была для него невыносимой. Он часто повторял:
«Такая жизнь – это уже не жизнь, когда я не могу работать и приносить пользу.
Так жить – нет смысла». Его сердце было разбито после 50-летнего творческого
труда, после того, как он создал первоклассное ювелирное предприятие, после
того, как он добился успеха и был знаменит во всем цивилизованном мире, этот
человек вынужден был наблюдать, как дело его жизни было погублено так глупо и
так бессмысленно – это было последним ударом.
Однажды, в конце июля 1920 г., он от слабости упал на пол в своей комнате и после этого уже был прикован к постели. До конца жизни он оставался в здравом уме, его интересовало все, что происходит в мире. Он ежедневно читал газеты и интересные книги, которые мы приносили ему каждый день из библиотеки. Врачи обнаружили у него рак печени, но к счастью, он не страдал и никогда не жаловался. Он скончался тихо, без страданий, рано утром 24 сентября 1920 года в присутствии своей жены, за час до этого выкурив половину сигареты. По его последнему желанию, тело его было кремировано в крематории Лозанны под звуки мессы Бетховена, которую он любил. В мае 1930 года Евгений Фаберже перевез прах отца из Лозанны в Канны и похоронил его в могилу Августы Богдановны Фаберже. Он поставил на могилу надгробие из черного шведского порфира с золотыми буквами в соответствии с желанием моего отца, который хотел иметь на своей могиле черный камень с золотыми буквами».
ПАМЯТЬ. В Санкт-Петербурге в 1996 г. воздвигнут памятник Карлу Фаберже, через два года безымянная площадь, где установлен монумент, получила название площадь Карла Фаберже. В апреле 1996 г., учрежден Мемориальный фонд Карда Фаберже. В Москве в 1996 г. именем Карла Фаберже назван Колледж декоративно-прикладного искусства. В Одессе в 2006 г. на Дерибасовской ул. установлена мемориальная доска. В Баден-Бадене в мае 2009 г. музей Фаберже. В Санкт — Петербурге в 2011 г. именем Карла Фаберже назван Художественно — профессиональный Лицей. В Киеве в 2011 г. на Крещатике установлена мемориальная доска в честь ювелира. 19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге открыт Музей Фаберже. В Государственном Эрмитаже, в здании Главного штаба в октябре 2014 г. открыты Залы памяти Фаберже. В Дрездене в 2014 г. на могиле Шарлотты Фаберже (1824 — 1903), матери ювелира установлен памятник. В Пярну (Эстония) в январе 2015 г. установлен памятник ювелиру Густаву Петровичу Фаберже, основателю династии.
Г-н Педро и его инвестиционное финансирование помогли мне получить финансирование моего проекта с возвратом 2 ставок в обмен на сумму кредита в размере 500000,00 евро для финансирования моего проекта, и это было очень быстро и надежно, поэтому я посоветую любому здесь, ищущему кредиты, или инвесторам связаться г-н Педро на pedroloanss@gmail.com, спасибо.
ОтветитьУдалить