четверг, 24 сентября 2020 г.

Феерия Фаберже


К 100-летию со дня смерти великого русского ювелира

Валентин СКУРЛОВ, ученый секретарь Мемориального фонда Карла Фаберже

       

Фото: Карл Фаберже за шесть дней до отъезда из Петрограда. 18 сентября 1918 г.  Архив правнука ювелира, А.-М. Гунста. Фото из Архива автора.

        24 сентября 1920 года в Лозанне, в Швейцарии, ушел из жизни один из самых гениальных людей своего времени – Карл Фаберже. Прежде всего он был художник, блестящий организатор самой большой и знаменитой ювелирной фирмы мира, прославившей русское ювелирное искусство  на столетия вперед. Многие, в первую очередь, вспоминают императорские пасхальные яйца, забывая о том, что фирма за 75 лет ее существования создала около 300 000 произведений искусства, будь то роскошные колье в полторы сотни тысяч золотых рублей или медные пепельницы и  котелки ценою в полтора рубля, которые фирма выпускала во время Первой мировой войны.

    Вся  жизнь «Великого Карла», при всей «феерии» золота, брильянтов, юбилеев, царских коронаций,  пасхальных торжеств, рождественских балов и т. п., была полна напряженного труда, разных превратностей, драматических коллизий и тайн... Недаром девизом Карла Густавовича было: «Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать».

   В советские годы о Фаберже не вспоминали, хотя по антикварным магазинам Ленинграда до 70-х годов еще находили портсигары, рамки и прочие предметы с клеймом фирмы. Зарубежные книги о Фаберже до 1988 г. хранились в библиотеках в комнатах «для служебного пользования». Возвращение Фаберже в Ленинград (с сентября 1991 г. – Санкт-Петербург) было триумфальным. Тысячные очереди в Елагиноостровском музее летом 1989 г. на выставку «Великий Фаберже». Хотя многим, даже профессионалам, было непонятно, чем же это Фаберже «велик». Однако знакомство с произведениями знаменитой фирмы, выставки 90-х гг. в Москве и Петербурге убедили даже самых сомневающихся. Да – это гений! Современные ювелиры России благодарные Фаберже не только за многочисленные фантастические образцы ювелирного искусства, но прежде всего за продуманную «систему ювелирной работы» - философию творчества.

    После организации в середине 1980-х гг. русских отделов двух мировых аукционных гигантов – фирм «Кристи» и «Сотбис», произведения Фаберже стали регулярно появляться в каталогах и уже в середине 90-х гг. русские клиенты  уверенно заняли ряды покупателей. Всем хотелось «немного Фаберже». Время разбрасывать камни и время собирать камни. В 2004 г. прославленная коллекция американского миллионера Форбса , включающая 9 императорских пасхальных яиц, была перекуплена российским предпринимателем В.Ф. Вексельбергом,  с 2013 г. в коллекции Музея Фаберже в Петербурге.  В  2007 г. был поставлен мировой рекорд цене пасхального яйца работы Фаберже. Русский покупатель отдал за яйцо «Ротшильдовское» 18,5 млн. долл.  В 2014 г. это яйцо президент России подарил Государственному Эрмитажу.

   Так кто же он, этот великий ювелир и гениальный человек?

    Петер-Карл Фаберже (по-русски Карл Густавович) родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. в семье ювелира и золотых дел мастера Густава Фаберже, который в августе 1842 г. открыл в столице маленькую и скромную мастерскую на Большой Морской улице..

   По происхождению Фаберже – французские протестанты (гугеноты) из Пикардии; предки Фаберже были вынуждены бежать из этой страны в 1685 г. Пройдя через северную часть Германии, они поселились в прибалтийской провинции России и, наконец, обосновались в Санкт-Петербурге. Получив образование в столичной гимназии Аннешуле и Торговой школе в Дрездене юный Карл немало путешествовал по Европе. Знакомство с сокровищами мирового искусства оказало значительное влияние на художественное видение будущего известного ювелира. Блестящему овладению техниками старых мастеров способствовала и работа по  реставрации ювелирных произведений из коллекции Эрмитажа.

     В 1872 г. , уже в 26 лет Карл Фаберже стал преемником своего отца, после того, как тот отошёл от дел. Благодаря умелому руководству и напряжённой работе скромное отцовское предприятие превратилось в компанию с мировой славой. Все четверо сыновей: Евгений, Агафон, Александр и Николай пошли по стопам отца и помогали ему в ведении дел фирмы, возглавляя ее филиалы.

         Вскоре Карл переехал из скромной мастерской в более просторное помещение, которое было расположено  напротив старой мастерской. Через несколько лет эта старая мастерская стала вдвое больше. В 1900 г. К. Фаберже переехал в новое здание, которое он приобрёл на этой же улице и перестроил по собственному замыслу в англо-готическом стиле; фасад здания был облицован великолепным финским гранитом. В этом здании, перестроенном знаменитым архитектором Карлом Шмидтом, сыном двоюродной сестры Карла Фаберже, на улице, которая с 1902 года называлась Морская, а до этого Большая Морская, размещался большой ювелирный магазин на первом этаже. Было ещё три этажа. В самом верхнем из них была фешенебельная квартира Фаберже, спланированная и отделанная с присущим ему вкусом. Особенно хороши были его рабочая комната и кабинет, обшитые дубовыми панелями; самой интересной и роскошной была библиотека высотой в два этажа, изящным был будуар его этажа г-жи Августы Фаберже, урождённой Якобс. Её отец был знаменитым мастером, резчиком по чёрному дереву.  В новом здании Фаберже было несколько торговых залов, в которых продавались ювелирные украшения, камнерезные изделия, поделки и серебро; бухгалтерия, студии дизайнеров и скульпторов; в обширной специализированной библиотеке были собраны книги по всевозможным жанрам и стилям искусства, особое внимание уделялось ювелирному искусству, это была уникальная библиотека; в нескольких комнатах были собраны модели из воска, пластилина и металла, образцы эмалей и т.п. В этом же здании К. Фаберже разместил основные мастерские, чтобы лучше наблюдать за изготовлением вещей. Карл Фаберже сам был известным художником и дизайнером, и большинство изделий было выполнено по его проектам или по его замыслам, которые он передавал своим дизайнерам для исполнения; он контролировал всё, вплоть до последней детали. В состав фирмы также входили специализированная фабрика и камнерезные мастерские, производившие всевозможные фантазийные изделия из  самоцветов, преимущественно сибирских.  Фирма славилась не  только своими ювелирными работами – изделиями из золота и серебра, но и разнообразными художественно исполненными безделушками.     

    Однажды,  в 1885 г. Карлу Фаберже пришла счастливая мысль изготовить оригинальное пасхальное яйцо в виде эмалевого яйца, с сюрпризом – золотой курочкой, и он предложил эту идею Александру III. Это очаровательное изделие получило высокую оценку его величества , который сделал заказ и выразил пожелание получать новое яйцо ежегодно и доставлять его во дворец накануне Пасхи. С тех пор, каждый год  Фаберже проектировал новое пасхальное яйцо с каким-нибудь сюрпризом, После смерти Александра III  Карл Фаберже был обязан делать по два пасхальных яйца для нового царя Николая II, который преподносил их своей жене, императрице Александре Федоровне, а также вдовствующей императрице. Всего К. Фаберже изготовил 50 яиц. 

 Карл Фаберже принимал участие в различных выставках. Так, он имел большой успех на выставке изящных искусств и ювелирного искусства в Нюрнберге в 1885 году (награжден золотой медалью), где он показал копии прекрасных древнегреческих золотых украшений, оригиналы которых хранятся в Эрмитаже.

  На Северной выставке 1888 года в Копенгагене, экспонируя свои произведения вне конкурса, он получил Почетный диплом. Затем он принял участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году и получил право употребления  Государственного герба; до этого, в 1882 г., в Москве на Всероссийской выставке он получил золотую медаль. На следующий год, в 1897 году, на Большой Северной выставке в Стокгольме, Фаберже получил от короля Швеции и Норвегии титул Придворного ювелира.

 Самый большой успех Фаберже имел на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где он продемонстрировал свои произведения вне конкурса, а также был членом жюри и был награжден орденом Почетного легиона,

 Царь Александр III присвоил К. Фаберже звание поставщика Высочайшего двора, а царь Николай II присвоил звание Придворного ювелира.

 Кроме основного магазина в Санкт-Петербурге,  Фаберже имел Московский филиал с большой фабрикой, которая производила изделия из серебра и ювелирные украшения, затем появился Одесский филиал со своими мастерскими, а затем – в течение пяти лет – Киевский; большой магазин был в Лондоне. Английский король Георг V сделал К. Фаберже своим Придворным ювелиром. По приглашению  принца Чакробонга Сиамского, получившего образование в Петербурге, К. Фаберже предпринял путешествие в Сиам, а также посетил дворы индийских магараджей. Король Чулалонгкорн Сиамский также присвоил Фаберже звание Придворного ювелира и эмальера; он был большим поклонником его искусства. Фирма Фаберже была первой и единственной фирмой, которая вступила в торговые отношения с саамским королевством и индийскими магараджами. Множество великолепных произведений Фаберже украшает дворец короля Сиама, дворцы сиамской знати и индийских магараджей в Непале.

  После Всемирной выставки в Париже в 1900 г., К. Фаберже приобрел обширную клиентуру не только в Париже, но также во всем цивилизованном мире, как в Европе, так и в Америке.

 Русские великие князья и большая часть европейской знати были постоянными клиентами Фаберже. При посещении Петербурга иностранными монархами, в программу осмотра города входил, согласно обычаю, визит в магазин Фаберже. Ни один монарх не отказывался от посещения фирмы.

 Карл Фаберже проработал ровно 50 лет, сначала вместе с отцом, затем, с 1872 года – когда его отец уехал в Дрезден – он лично управлял делом.

 Карл Густавович был горячим  и искренним русским патриотом. Он любил Россию и  слепо  в нее верил. Близость к императорской семье, понятно, еще более укрепляла в нем эти чувства.

  Фирма Фаберже прекратила свою деятельность после Октябрьского переворота.

     102 года назад, 24 сентября 1918 года Фаберже навсегда покинул Петроград и Россию, которую он считал своей родиной.

      Из записок Евгения Фаберже (1937 г.):

     «Карл Фаберже эмигрировал в Ригу, которая в то время стала столицей Латвии. Затем, когда большевики напали на этот город (январь 1919 г.), он с большим трудом бежал с некоторыми друзьями в Германию. Когда же и там началась революция, он был вынужден бежать сначала во Франкфурт-на-Майне, затем в Хомбург и, наконец, в Висбаден. Нетрудно понять, что все эти переезды и нервная жизнь начали подрывать его здоровье, ведь в это время ему было уже 74 года. В Висбадене он заболел, хотя раньше в России он всегда отличался очень хорошим здоровьем. В июне 1920 г. его жена и старший сын Евгений перевезли его в Лозанну. Превосходный швейцарский воздух оказал на него благотворное влияние, и он почувствовал себя лучше.

Однако, он страдал от бездействия, он всегда такой трудолюбивый и активный, умный, работоспособный, усердный. Такая жизнь без работы была для него невыносимой. Он часто повторял: «Такая жизнь – это уже не жизнь, когда я не могу работать и приносить пользу. Так жить – нет смысла». Его сердце было разбито после 50-летнего творческого труда, после того, как он создал первоклассное ювелирное предприятие, после того, как он добился успеха и был знаменит во всем цивилизованном мире, этот человек вынужден был наблюдать, как дело его жизни было погублено так глупо и так бессмысленно – это было последним ударом.

Однажды, в конце июля 1920 г., он от слабости упал на пол в своей комнате и после этого уже был прикован к постели. До конца жизни он оставался в здравом уме, его интересовало все, что происходит в мире. Он ежедневно читал газеты и интересные книги, которые мы приносили ему каждый день из библиотеки. Врачи обнаружили у него рак печени, но к счастью, он не страдал и никогда не жаловался. Он скончался тихо, без страданий, рано утром 24 сентября 1920 года в присутствии своей жены, за час до этого выкурив половину сигареты. По его последнему желанию, тело его было кремировано в крематории Лозанны под звуки мессы Бетховена, которую он любил. В мае 1930 года Евгений Фаберже  перевез прах  отца из Лозанны в Канны  и похоронил его в могилу Августы Богдановны Фаберже. Он поставил  на могилу надгробие из черного шведского порфира с золотыми буквами в соответствии с желанием моего отца, который хотел иметь на своей могиле черный камень с золотыми буквами». 

ПАМЯТЬ. В Санкт-Петербурге  в 1996 г. воздвигнут памятник Карлу Фаберже, через два года  безымянная площадь, где установлен монумент,  получила название площадь Карла Фаберже. В апреле 1996 г., учрежден Мемориальный фонд Карда Фаберже. В Москве в 1996 г. именем Карла Фаберже назван  Колледж декоративно-прикладного искусства. В Одессе в 2006 г. на Дерибасовской ул.  установлена мемориальная доска. В Баден-Бадене в мае 2009 г.  музей Фаберже. В Санкт — Петербурге в 2011 г. именем Карла Фаберже назван Художественно — профессиональный Лицей. В Киеве в 2011 г. на Крещатике установлена  мемориальная доска в честь ювелира. 19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге  открыт Музей Фаберже. В Государственном Эрмитаже, в здании Главного штаба  в октябре 2014 г. открыты Залы памяти Фаберже. В Дрездене в 2014 г. на могиле Шарлотты Фаберже (1824 — 1903), матери  ювелира установлен памятник. В Пярну (Эстония) в январе 2015 г. установлен  памятник ювелиру Густаву Петровичу Фаберже, основателю династии. 

1 комментарий:

  1. Г-н Педро и его инвестиционное финансирование помогли мне получить финансирование моего проекта с возвратом 2 ставок в обмен на сумму кредита в размере 500000,00 евро для финансирования моего проекта, и это было очень быстро и надежно, поэтому я посоветую любому здесь, ищущему кредиты, или инвесторам связаться г-н Педро на pedroloanss@gmail.com, спасибо.

    ОтветитьУдалить